Образование во Франции
Университеты
К высшим учебным заведениям Франции относятся те учебные заведения, которые предоставляют возможность продолжить учебу окончившим средние учебные заведения и для поступления, в которые необходим диплом бакалавра. В 1998 г. на нужды высшего образования в целом было выделено 95 миллиардов франков (15,8 млрд. долл.), причем последние 25 лет сумма ассигнований выросла в 2,5 раза, что вызвано резким ростом числа студентов. В 1946 г. их было 123 тыс., в 1970 г, 850 тыс., в 1980 г. 1,2 млн., а в 1998 г. 2,1 млн. В системе университетского образования насчитывается около 130 тыс. преподавателей и научных работников.
Частично высшее образование во Франции получают уже в лицеях, в которых на протяжении двух лет могут обучаться получившие диплом бакалавра, но административно лицеи включены в систему среднего образования по причинам исторического и технического характера. На данном этапе обучения ведется подготовка к получению свидетельства техника высшей квалификации, которое получают более 200 тыс. учащихся. Наряду с этим еще примерно 80 тыс. учащихся готовятся к конкурсу на поступление в специализированные ВУЗы. Таким образом, высшее образование представлено как специализированными ВУЗами, доступ в которые возможен только после успешного прохождения весьма строгого конкурсного отбора, так и университетами, куда доступ открыт всем обладателям диплома бакалавра.
Каталог университетов ФранцииВысшие школы
Высшие школы (специализированные вузы) во Франции появились в XVIII в., в период
кризиса университетов, по инициативе государственных властей в целях
подготовки кадров для конкурсного замещения административных должностей.
Учебные заведения подобного рода создавались также по инициативе предпринимателей
с тем, чтобы предприятия располагали необходимыми для их развития
специалистами. В настоящее время высшие школы находятся в ведении
различных министерств, и в них обучаются свыше 200 тыс. студентов.
Там преподаются предметы, относящиеся ко всем областям знаний
от фундаментальных наук до искусств, от гуманитарных и инженерных
дисциплин до литературы, права, управленческих специальностей. Некоторые
из этих учебных заведений из числа наиболее престижных были первоначально
предназначены для подготовки наиболее квалифицированных кадров в ключевых
государственных структурах. Высшие педагогические школы готовили преподавательские
кадры, Политехническая школа и
Подавляющее большинство студентов - около 1,5 млн., из которых
10% составляют иностранцы, преимущественно уроженцы Африки, - учатся
в университетах, открытых для обладателей диплома бакалавра или приравненного
к нему диплома. Поступление же в университетские технологические
институты (они готовят за 2 года к получению диплома о техническом
образовании университетского уровня, а число студентов в них составляет
почти 110 тыс.) происходит путем отбора по документам. Студенты распределяются
по изучаемым дисциплинам, следующим образом:
- литература и гуманитарные науки - 35%,
- право и анемические науки - 24%,
- естественные науки - 20%,
- медицина, фармакология и стоматология - 14%.
Остальные - это студенты университетских технологических институтов
либо институтов физической культуры и спорта. Занятия организованы в три
цикла: первый, двухгодичный, посвящен главным образом подготовке к получению
диплома об общем университетском образовании; второй, также двухгодичный,
ставит своей целью получение диплома сначала лиценциата, затем магистра; третий,
доступный лишь после строгого отбора, позволяет получить диплом об углубленном
высшем специальном образовании либо диплом об углубленном образовании,
который позволяет продолжать обучение, чтобы добиться степеней и званий
вплоть до доктора наук. Приблизительно 60% студентов, получив диплом об общем
университетском образовании, доходят до второго цикла, правда, в разные
сроки: 28% - в течение двух лет, 32% - в течение трех и более лет.
Организационная структура университетов
Организационная структура университетов оставалась на удивление
стабильной с 1896 г. - момента их коренной реорганизации
в период Третьей республики вплоть до принятия в 1968 г.
закона Эдгара Фора, отвечавшего потребностям в реформировании, что выявилось
во время студенческих волнений, и закона Савари 1984 г., согласно
которому университеты получили административную, учебную и финансовую автономию.
Факультеты были заменены двумя новыми структурами: с одной стороны,
Последовавшие друг за другом реформы
Постоянный рост численности студентов и необходимость увеличивать участие
территориальных коллективов в финансировании учебных заведений, в частности
для того, чтобы справиться с этим наплывом, обусловили создание отделений
университетов во многих средних по величине городах. По плану
"
Стремление придать французским университетам международное, и, прежде всего
европейское, звучание, ведет к расширению их административной автономии.
Университеты проводят энергичную политику международных обменов и становятся
престижными центрами, с которыми сотрудничают не только партнерские
университеты, но и предприятия. Такая практика имеет место, например, в университетах
Гренобля, Тулузы, Лилля и
Каталоги о высшем образовании во Франции
Самый полный каталог высших школ и университетов - www.urec.cnrs.fr/annuaire/